Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности зданий МАОУ «Кижингинский лицей им. В.С. Мункина» с. Кижинга : построено и введено в эксплуатацию новое здание, в котором предусмотрено наличие пандусов и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нескользящие керамогранитные плитки, входные и противопожарные двери открываются наружу и имеют ширину от 900 до1500 мм, отсутствие порогов и перепадов внутри школы, а также в переходах и при входе в школу дает возможность беспрепятственного передвижения. Туалет для лиц с ограниченными возможностями МГН оснащен поручнями, кнопкой экстренного вызова. |
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо из числа педагогических работников.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду соблюдается дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты предусмотрено дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не менее 90 см. Такая же ширина у входной двери без порога. Также имеется свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.
Парта ребенка со слабым зрением находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: биологии, химии, информатики, физики, географии, лаборатории при кабинетах физики, химии, биологии, информатики. Лаборатории при кабинетах оснащены необходимым оборудованием для проведения демонстрационных опытов и практических работ. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах: биологии, химии, информатики, физики, географии.
Учебные кабинеты оборудованы интерактивными досками.
Лабораторное оборудование позволяет работать, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Ученические столы кабинетов физики и химии оборудованы электропитанием.
Оборудование и приспособления в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека — информационный центр для учащихся, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из книг, журналов, газет, так и из Интернета.
Библиотека:
- наличие места для работы в библиотеке (читальный зал);
- наличие зоны читательских мест (4 места);
- количество мест, оборудованных компьютерами (2 места);
- виды каталогов:
• систематический (печатный);
• тематическая картотека периодических изданий (есть);
• картотека учебников (печатный вариант)
Книжный фонд библиотеки составляет- более 1000 экз.
Обеспеченность учебного процесса учебниками на учебный год
Обеспеченность учебниками (с учетом личных) в %:
1-4 классы - 100 %
5- 11 классы – 100 %
Обеспеченность учебниками библиотечного фонда школы в %:
1-4 классы – 100%
5-11 классы – 100 %
Итого с 1-11 классы – 100%
- наличие технических средств обучения, компьютеров, Интернет:
• компьютер –2 ; МФУ -2
• подключение к локальной сети и сети интернет: 2
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации программы учебного предмета «Физическая культура» в школе имеется спортивный зал, на территории оборудована площадка для игровых видов спорта. Все объекты доступны для детей инвалидов и ОВЗ.
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудованы широкими проходами и дверными проемами, ширина которых не менее 90 см.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения и воспитания:
- словесные;
- визуальные;
- аудиальные;
- аудиовизуальные;
- средства автоматизации процесса обучения.
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, иностранному языку, начальным классам;
-карты по истории и географии;
-картины по русскому языку, литературе;
-портреты по всем учебным предметам;
-натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
-лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы: -микроскопы;
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальные центры.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
- телевизоры:
- мультимедийные проекторы.
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивные доски.
Словесные:
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- научно-популярная литература и т.п.
Информация о наличии специальных технических средств обучения и воспитания коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг - индивидуального обучения/обучения на дому.
Образовательный процесс реализуется для инвалидов и лиц с ОВЗ в полном объеме в соответствии с образовательной программой, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ в здание обеспечивается через центральный вход. Вход обозначен соответствующей вывеской.
Входы на территорию представляет собой цельное асфальтовое покрытие без перепадов высоты, что позволяет лицам с ОВЗ беспрепятственно двигаться по территории учреждения. Широкие подъездные пути, в зимнее время очищаются от снега и наледи для доступности посещения учреждения.
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлены пандусы. Пандус достаточно пологий (10-12%), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса более 90 см., поручни (высота — 60 см), длина которых превышает длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Двери открываются в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу оборудован звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу отмечены желтым цветом. Лестницы оборудованы перилами. На входной двери имеется желтый круг. На стеклянных дверях помечены открывающиеся части.
Ширина дверных проемов внутри здания школы между боксами 150 см. и более. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании предусмотрен лифт.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени внутри школы, как и при входе, обозначены в яркие контрастные цвета (желтый цвет) и оборудованы перилами с обоих сторон.
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблока МАОУ «Кижингинский лицей им. В.С. Мункина» покрывают потребность обучающихся в одноразовом горячем питании горячий завтрак и обед за счет муниципальных средств (льготное питание) для малообеспеченных семей. |
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ практикуется (9 стол).
В столовой предусмотрена непроходная зона для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске составляет 1,1 м. Эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.
Специальные условия охраны здоровья
Здание МАОУ «Кижингинский лицей им. В.С. Мункина» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, внешним и внутренним видеонаблюдением, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. |
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора с ЧУЗ «Отделенческая больница на ст. Северобайкальск РЖД в Северобайкальске» медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет фельдшер.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Основными элементами информационно-образовательной среды являются:
- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
- информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
- информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
- вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
- прикладные программы, в том числе поддерживающие внеурочную деятельность обучающихся.
Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:
- в учебной деятельности;
- во внеурочной деятельности;
- в исследовательской и проектной деятельности;
- в административной деятельности.
Доступ к сети Интернет на скорости 6 Мб/с по технологии FTTx обеспечен во всех учебных кабинетах школы, библиотеке, кабинетах служб сопровождения образовательного процесса. Все учебные компьютеры школы объединены в локальную сеть.
На каждом компьютере установлен комплект лицензионного либо свободно распространяемого общесистемного и прикладного программного обеспечения.
Доступ к информации сети Интернет контролируется учителем информатики, системным администратором, специальными программами-фильтрами.
На всех компьютерах, имеющих доступ в сеть Интернет установлена программа контент – фильтрации.
Информационно-образовательная среда МАОУ «Кижингинский лицей им. В.С. Мункина», информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
- реализации образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
- ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
- организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
- выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;
- вывода информации на бумагу (печать);
- информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет;
- поиска и получения информации;
- использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
- создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования,
- художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов;
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
- проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- выпуска школьных печатных изданий.
Все указанные виды деятельности обеспечены расходными материалами.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Мультимедийные приложения к учебникам.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет (не используются).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие отсутствует.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует.